Виды знаков и их воздействие на зрителя
Знаки бывают разные.
Иконические знаки обладают сходством с обозначаемым предметом, похожи на него, Например, египетская пирамида, как место захоронения, похожа на могильный холм, курган; автомобиль схож с телегой; самолет – с птицей; подводная лодка-с рыбой…
Чтобы понять, каким образом, например, одежда играет роль знака, рассмотрим такой ее вид, гак драпировка. Наиболее яркий образец драпировки – это одежда древних римлян и греков (тоги, хитоны, гиматии).
Драпировка делает движения человека более осязаемыми, обогащает его образ. Очень капризные на вид многочисленные складки на самом деле располагаются далеко не случайно. Красотой своих линий и поистине музыкальной ритмичностью они и дают модели великолепный инструмент для создания образа. Драпировка активно воздействует на воображение зрителя.
Те части тела, с которых ниспадает ткань, назовем основными (голова, плечи стоящего человека), а те, что препятствуют свободному падению ткани и меняют рисунок драпировки, – подчиненными (грудь, ягодицы, колени). Взаимодействие и игра основных и подчиненных поверхностей не только не скрывают формы тела, но и делают их более осязаемыми, объемными, а воображение зрители делает их ближе к идеалу, лишенными недостатков.
При использовании драпировки нужно учитывать, что горизонтальные складки делают фигуру шире, вертикальные – наоборот. Отлично смотрятся диагональные складки, идущие из точек основных поверхностей, расположенных на разной высоте. Диагональные линии усиливают впечатление от поворота и изгиба тела.
Складки, меняющие направление и идущие вверх, контролируют взгляд зрителя в соответствии с задуманной композицией. Колышущаяся драпировка придает фигуре необыкновенную динамичность, оживляет ее. Развивающееся полотнище делается центром внимания, отвлекая внимание зрителя от самой модели. Чем легче развивающийся в потоках воздуха материал, тем воздушнее кажется фигура.
Ткань, используемая для драпировки, и тело модели составляют контрастное сочетание текстур поверхностей. Именно поэтому всегда так хорошо смотрятся снимки, на которых изображены модели с ниспадающими одеждами.
Одежда – один из неотъемлемых признаков современного человека, Она не может быть представлена вне своей основной функции и образует с человеком единое целое. По наряду о человеке можно узнать не меньше, чем по мимике и позе, при этом источником информации в основном служит не то, что надето, а состояние одежды и стиль, соответствующий или противоречащий психологическому состоянию личности.
Любая одежда является лишь разновидностью драпировки, над которой поработали модельеры и портные.
Знаки-индексы отражают смысловую взаимосвязь вещей.
Двери – обозначение входа; купол – знак цельного пространства внутри здания; лестница – знак восхождения; мини-юбка – знак красивых ног; глубокое декольте – знак наличия бюста… В фотографии это жесты кокетства, завлечения, указания что-либо делать. Также любые фрагменты тела модели, отдельные фрагменты механизмов или домашней утвари, заставляющие зрителя домысливать все остальное.
Не следует забывать и о веществах.
Одно из самых распространенных – вода. Капли воды, мокрая одежда кардинально меняют чувства при восприятии снимка. А как передать, например, чувство жажды, предельной усталости? А в пейзаже как передать свежесть раннего утра, силу дождя, влажность морского ветра?
С другой стороны, ровная гладкая зеркальная водная поверхность ярко подчеркивает любой находящийся рядом с ней объект.
Знаки-индексы в позе и одежде модели
Знаки-индексы в жестах модели
Есть вещи, которые часто ассоциируются с запахом. Например, цветы, испарения болота, свалки мусора, дымящийся свежеуложенный асфальт, восходящий пар от приготовленных блюд. Все эти вещества и предметы помогают передать на снимке нечто большее, чем просто изображение. Они требуют подключения фантазии, памяти, рассчитаны на работу стереотипов.
Из газообразных веществ наиболее распространены пар, туман, дым костра или сигареты. Татуировки, налепленный песок, разнообразные краски, цветные жидкости (молоко, мыльная пена и т, п.) применять нужно с большой осторожностью.
Знаки-символы находятся с предметом в ассоциативной связи.
Многие из таких знаков живут в человеке с древних времен, когда окружающая природа, звезды, животные, растения, камни, вода были первыми учителями человека. Зачастую они существуют только в душе человека. Это изображения, которые сами по себе могут ничего не значить, но за ними скрываются целые системы понятий или блоки информации о чем-либо. Они позволяют через видимые знаки идти к невидимым, но значимым для людей. Например, гербы государств и городов, товарные знаки различных фирм, рекламные, издательские, религиозные, нумизматические, мистические знаки и так далее.
Интерьер и одежда как знаки-символы
Предметы-символы:
* веер – символ воздуха и ветра, связан с воображением и женским непостоянством;
* веревка – символ разнообразных уз;
* весы – символ справедливости;
* виноград – символ плодородия;
* дерево и яйцо – символы бессмертия;
* зеркало – символ воображения, мышления, сознания;
* камень – символ бытия, означает прочность и примирение с самим собой;
* ключ – символ тайн и загадок;
* коса – символ смерти;
лестница – символ восхождения;
* плащ – символ высокого достоинства, а также завесы, отделяющей человека от остального мира;
* плеть – знак господства, владычества, превосходства;
* свеча – символ человеческой жизни;
* фонтан – символ жизненных сил;
* циркуль – символ созидания;
* часы – символ вечного движения;
* якорь – символ спасения и надежды.
Окружающие нас вещи вовлечены в сферу жизнедеятельности человека, они словно впитывают те страсти, эмоции, стереотипы, которые сложились у людей в процессе их взаимодействия. Поэтому изображение предмета, его знак может вызвать в памяти, в воображении те же эмоции и представления, что и его реальный прототип.Ярким примером тому служат музеи, где обычные вещи, принадлежавшие в разное время разным людям, рассказывают о жизни этих людей.