Свойства изогнутых и перекрещенных линий
Прямая линия выражает активное, быстрое действие. На изломах и закруглениях линий движение взгляда зрителя как бы замедляется. Если в конце линии сделать закорючку, то взгляд всегда будет избирать ее конечной точкой. Как установили физиологи, глаз человека при восприятии предмета сначала «обводит» его контуры, задерживаясь и возвращаясь к наиболее искривленным или содержащим линии пересечений деталям. Далее по этому же принципу осматривается весь предмет. Именно таким путем происходит опознавание человеком того или иного предмета. При демонстрации только небольшой части какой-либо вещи ее распознавании может и не произойти. Впрочем, человеческое тело, как наиболее значимое для людей изображение, в этом случае является исключением. Точками привлечения максимального внимания зрителя являются пересечения линий, которые связывают расположенные вокруг них различные части изображения. Перекрещивающиеся линии связывают отдельные части снимка или одежды и создают ощущение встречного движения.
Фотографируя модель, надо искать такую точку съемки, чтобы выявить на ее лице максимальное количество острых углов, искривлений, пересечений, которые, как показывает практика, наиболее фотогеничны.
В фотографии для удобства приняты следующие обозначения угла поворота модели:
* фас (анфас);
* легкий поворот (ухо не видно за щекой);
* классический поворот (кончик носа проецируется на среднюю часть щеки);
* критический поворот (нос проецируется на внешнюю линию щеки);
* приходящий профиль (кончик носа выходит за очертания щеки, при этом нос закрывает глаз);
* профиль;
* уходящий профиль.
Привлечение внимания к точкам пересечения линий и линиям с максимальным изгибом широко используется карикатуристами и шаржистами. Совмещая такие точки прямыми линиями, можно, не обладая вообще никаким художественным даром, по фотографии нарисовать дружеский шарж любого человека. Причем он, несомненно, будет похож на оригинал.
Курносый нос или нос с горбинкой привлекают гораздо больше внимания, чем прямой. То же самое касается и подбородка: острый, с выступающими скулами гораздо фотогеничнее округлого.
1. (см. рис)
2. Осмотр фигуры модели всегда заканчивается на изогнутой кисти руки или загнутой стопе ноги; на них и фиксируется взгляд.
3. Изгиб занавески концентрирует на себе взгляд зрителя и заставляет его обратить внимание на декоративную кисть.
4. Чем сильнее согнута нога модели, тем больше она привлекает внимание зрителя.
5. При фотосъемке любой модели необходимо выявить на ее лице линии с максимальным изгибом и выделить их при помощи позы или освещения. Такой портрет будет в большинстве случаев наиболее фотогеничным.
6. (см. рис)
7. В пейзаже, где преобладают линии с небольшими искривлениями, основными точками, на которые обращает внимание зритель, являются точки пересечения этих линий между собой.
8. Концентрация внимания: на ногах.
8. (Продолжение.) На животе.
8. (Продолжение). На груди.
8. (Окончание.) На голове.
9. Отдавать нужно средний снимок, где молодой человек смотрит в сторону. Он более фотогеничен, так как содержит больше изогнутых линий и точек пересечения в виде линии подбородка, носа, волос…