Освещение объектов и сюжетов фотосъемки
Световых схем освещения существует великое множество. Но изучать их всех нет надобности, так как, зная свойства света и особенности визуального восприятия изображения, вы можете из имеющихся средств и оборудования, а также исходя из местных условий, осветить снимаемый объект так, как это необходимо. Тем более что при съемке людей невозможно использовать одну и ту же схему для разных моделей. Одно и то же положение источника света хорошо для одних и плохо для других.
Суть поиска решения по освещению объекта состоит в поиске компромисса между прорисовкой контура объекта и его деталей, и достижении приемлемого уровня контрастности для конкретного снимка, чтобы на нем прорисовались все мелкие детали.
Итак, как говорилось в предыдущей главе, человек воспринимает любое изображение, начиная с его контура, а лишь затем обращает внимание на фактуру. Поэтому при фотосъемке в любых условиях необходимо первым делом выделить при помощи света контур объекта или какую-либо его линию. То есть на месте линии контура должен быть максимальный для данного снимка контраст полутонов или полное их отсутствие. Чем меньше полутонов в изображении, чем дальше они отстоят друг от друга, тем больше контраст.
При съемке портретов действует точно такое же правило. Наиболее фотогеничный ракурс при съемке людей получается, если выделить не просто линию губ, подбородка, рта, щек, фигуры и так далее, а линии, наиболее искривленные и имеющие точки пересечения. Именно эти контуры и необходимо «прорисовать» светом на снимке.
Для этого подойдет любой источник направленного рисующего света. При съемке при рассеянном мягком освещении, например, в пасмурную погоду, линия выделяется при помощи наиболее выгодной точки съемки или ракурса.
Следующий этап состоит в работе непосредственно с контрастом, тенями и фактурой объекта. Если снимок делается в низком ключе, то туг достаточно одного направленного источника света. Единственное, что можно добавить при помощи узконаправленного источника жесткого света, это световой акцент.
Также сразу выставляется и используется в случае необходимости контровый и фоновый свет.
Встречный свет, создающий при любых схемах освещения световой контур объекта, является одним из главных в построении композиции, так как формирует «линию силы» на снимке, очерчивая контур объекта съемки.
Объект хорошо будет виден на снимке, когда он изображается светлым на темном фоне, или темным на светлом фоне. Для этого подбирается фоновое освещение. Фактура и линии контура также хорошо передаются в том случае, если фон имеет промежуточную яркость, то есть если он светлее темных участков объекта и темнее светлых участков. Иногда светлый объект отделяется от светлого фона теневым контуром, или темный объект отделяется от темного фона светлым контуром.
2 этап. Выделение светом контуров
3 этап. Подсветка теней
Как уже говорилось, светочувствительный слой не может одинаково четко зафиксировать мелкие детали, находящиеся на хорошо освещенной части сюжета и в глубоких тенях. В любом случае приходится делать выбор в пользу одних, жертвуя другими.
Поэтому, если есть возможность повлиять на световое решение снимка, то для проработки деталей, которые не высветились рисующим или основным светом, применяются различные подсветки в виде других источников света и разнообразных рефлекторов. При этом надо постоянно отслеживать создавшийся светотональный рисунок, так как тень, как и свет, является одним из самых выразительных элементов композиции – именно потому, что она образует контрастные линии, которые в первую очередь воспринимаются во внимание зрителем как «линии силы».
То есть при помощи «подручных средств» необходимо добиться того, чтобы разные детали объекта были освещены более или менее равномерно. Градация полутеней должна укладываться в широту светочувствительного слоя, чтобы на снимке проработались все детали изображения, если это необходимо.